Новости
2
февраля

Резолюция

Уважаемые коллеги, предлагаем ознакомиться с Резолюцией Международной научно-практической конференции "Правовое и духовное образование в системе воспитания молодежи», прошедшей 24-25 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

 

Научно-практическая конференция «Правовое и духовное образование в системе воспитания молодежи» была проведена 24-25 января 2019 г.  Межрегиональной просветительской общественной организацией «Объединение православных ученых», Университетом прокуратуры Российской Федерации, Московским финансово-юридическим университетом МФЮА, Московским государственным психолого-педагогическим университетом в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.

В работе Конференции приняли участие более 400 научных и педагогических работников, представителей научных и образовательных организаций, государственных органов и общественных организаций из 46 учебных заведений России, 4 иностранных государств, а также молодые ученые, студенты и аспиранты.

Вопросы, предлагаемые к обсуждению, включали:

  1. Правовые и методические проблемы формирования духовно-нравственной культуры в высшей школе.
  2. Антикоррупционное воспитание студентов юридических вузов как направление становления духовно-нравственной культуры: опыт и тенденции развития.
  3. Практика внедрения в образовательный процесс высшей школы традиционных православных ценностей.
  4. Развитие правовой грамотности и правосознания молодежи: свобода и ответственность.

В Пленарном заседании 24 января 2019 г. приняли участие ведущие ученые Российской Федерации и предстатели Русской Православной Церкви. Среди них: Глазьев Сергей Юрьевич – советник Президента Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук, Капинус Оксана Сергеевна – ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, государственный советник юстиции 2 класса, доктор юридических наук, профессор, профессор РАН, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, Забелин Алексей Григорьевич – ректор Московского финансово-юридического университета МФЮА, доктор экономических наук, профессор, Есауленко Игорь Эдуардович – ректор Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, Миронович Антоний заведующий кафедрой Восточной и Центральной Европы историко-социологического факультета Белостокского университета (г. Белосток, Польша), доктор исторических наук, профессор  и другие.

На конференции, проводимой по благословению митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  от Русской Православной Церкви были сделаны доклады: епископом Домодедовским Иоанном – викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сопредседателем Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы; протоиереем Димитрием Рощиным – руководителем Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиереем Геннадием Заридзе – председателем Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово, духовным писателем,  иеромонахом Онисимом (Бамблевским) - председателем отдела религиозного образования Московской городской епархии, проректором Московского финансово-юридического университета МФЮА по духовно-нравственному воспитанию.

        От общественных организаций на Пленарном заседании выступил Вайц Алексей Евгеньевич – председатель Комиссии по миграционной политике, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной Палаты Московской области, член Комиссии по патриотическому воспитанию детей и молодежи Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации.

       25 января 2019 г., в день памяти святой мученицы Татианы (покровительницы студенчества) на площадке Московского государственного психолого-педагогического университета прошли секционные заседания научно-практической конференции «Правовое и духовное образование в системе воспитания молодежи», где выступили ученые - участники из разных городов России, из Сербии, Болгарии, Беларуси и Украины.  Также в рамках данной Конференции состоялся первый международный турнир Межвузовской Олимпиады по духовно-нравственной культуре. В нем приняли участие команды студентов вузов из России, Украины и Белоруссии.   Победителем стала команда Луганского национального университета им. Тараса Шевченко.

          Участники Международной научно-практической конференции «Правовое и духовное образование в системе воспитания молодежи» отмечают следующее:

  1. Российское общество переживает период серьёзных структурных социокультурных изменений, что требует существенного обновления содержания образования, смысл и значение которого обусловлены и построением воспитания, соответствующего современным тенденциям развития российского общества.

        В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. прямо указано, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

         В настоящее время наблюдается отставание реакции Министерства образования и науки РФ на социокультурные изменения в области духовно-нравственного воспитания от основополагающих положений, заложенных в федеральных нормативных правовых актах, среди которых:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 31 декабря 2015 года № 683, раздел «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты», где подчеркивается, что одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности»; к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относится приоритет духовного над материальным;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г №996-р, определяющая в качестве приоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности;

- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, в которой указывается на современную угрозу национальной безопасности в области культуры, связанную с размыванием традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослаблением единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии.

Необходимость духовно-нравственного воспитания молодежи также обозначена в таких документах стратегического планирования, как: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 г. Помимо обозначенных документов Российской Федерации, правовое обоснование духовно-нравственного воспитания заложено в ряде международных актов. Так, согласно Принципу VI Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами целью воспитания молодежи обозначено «развитие всех ее способностей, формирование людей, обладающих высокими моральными качествами, глубоко преданных благородным идеалам мира, свободы, достоинства и всеобщего равенства и преисполненных чувством уважения и любви к человечеству и к его созидательному труду».

  1. В контексте данных документов необходимо создать такие условия, при которых на выходе из образовательного учреждения у обучающихся должна быть сформирована личностная, семейная, социальная и духовно-нравственная культура.

        Вместе с тем, анализ новых ФГОС ВО 3++ показывает явную недостаточность решения вопросов нравственного и духовного развития студентов и соответствующих форм воспитания, поскольку и в стандарте бакалавриата, и в стандарте магистратуры отсутствуют компетенции, направленные на духовно-нравственное развитие. Лишь в нескольких ФГОС ВО 3++, например, в стандарте бакалавриата по направлению подготовки 48.03.01 Теология присутствует компетенция, направленная на формирование духовно-нравственных качеств личности – «способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10)».

       Однако, духовно-нравственное развитие не менее важно для человека, гражданина России и будущего профессионала, чем его познавательное и телесное развитие (на физическое воспитание в ФГОС ВО 3++ бакалавриата предусматривается не менее 400 академических часов).

  1. Межрегиональной просветительской общественной организацией «Объединение православных ученых» предлагается внедрение разработок по духовно-нравственной культуре в образовательное пространство высшей школы согласно следующему алгоритму:
  2. Внедрение в ФГОС ВО 3++ кластера духовно-нравственных компетенций, который включает соответствующие блоки знаний, умений, получения навыков. Предлагается внесение дополнений в ФГОС ВО 3++, расширив перечень его компетенций следующими положениями:

       – в ФГОС ВО 3++ бакалавриата пункт «самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)» целесообразно дополнить компетенцией «способен к духовно-нравственному развитию и самосовершенствованию, в том числе в социальной и профессиональной деятельности (УК–7а)»,

       – в ФГОС ВО 3++ магистратуры, пункт «самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)» дополнить компетенцией «способен к постоянному духовно-нравственному самосовершенствованию на протяжении всей жизни в процессе духовной, нравственной, социальной и профессиональной жизни и деятельности» (УК– 6а).

        Также необходимо внести дополнительные пункты, определяющие содержание духовно-нравственного образования в ФГОС ВО 3++ бакалавриата и магистратуры, как неотъемлемую характеристику современного высшего образования.

        Пункт 22 ФГОС ВО 3++ бакалавриата целесообразно дополнить следующим абзацем:

        «Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по духовно-нравственной культуре (72 академических часа).

 В направлении Теология программа бакалавриата должна содержать дисциплины по духовно-нравственной культуре (72 академических часа)».       

        Пункт 2.7.ФГОС ВО 3++ магистратуры целесообразно дополнить следующим абзацем:

         «К обязательной части программы относится курс «Духовно-нравственные и мировоззренческие основы профессии». В дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений, должны включаться курсы духовно-нравственной направленности».

  1. Включение духовно-нравственной культуры в образовательный процесс высшей школы Российской Федерации. Модель процесса базируется на двух базовых модулях: ценностно-образовательный и воспитательный.

    Ценностно-образовательный модуль. Формируется на основе введения духовно-нравственной компоненты в учебный процесс и научную деятельность студентов. В рамках данного подхода возможно классификация специалистов различных областей науки по тематическим кластерам:

А) Гуманитарный кластер объединяет специалистов подготовки гуманитарного профиля, включающего направления обучения, напрямую связанные с духовным и нравственным наполнением человека и общества (теология, история, философия, филология, социология, логика, риторика, психология, экономика и право, педагогика, медицина, культура и искусство и т.п.).

Б) Второй кластер представляет собой представителей естественных направлений подготовки специалистов. Имея в своей основе экспериментальный и описательный методы, специалисты данных ключевых направлений подготовки пытаются ответить на основные вопросы о происхождении Вселенной, Земли, зарождении и развитии жизни, целях существования всего живого. Среди них направления геология, экология, биология, медицина, почвоведение, химия, сельхознаправления и пр.

С) Третий кластер объединяет специалистов точных, технических, военных наук (математика, физика, информатика, специальные технологии и др.). Формирование специалиста данного направления подготовки напрямую не связано с его мировоззрением, однако определяет его отношение к своей работе и, в особенности, к результатам собственных практических и научных достижений. Духовность и нравственность подобных специалистов проявляется в личной жизни, этическом кодексе поведения, профессиональной этике.

III. Внедрение в учебный процесс разработанной методической базы и практического опыта реализации духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве вузов РФ, который представлен в электронном учебно-методическом комплексе дисциплин модуля «Духовно-нравственная культура». Данный Комплекс включает:

- Программу воспитания духовно-нравственных отношений детей;

- Рабочие программы модуля Основ духовно-нравственной культуры, реализуемые в высшей школе;

- Рабочие программы по направлению «Теология»;

- Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по направлению «Духовно-нравственная культура».

     В Комплексе обобщен начальный опыт реализации модели «Духовно-нравственная культура» в высшей школе, который будет дополняться и расширяться в результате методического обоснования его реализации.

  1. Разработка базового учебника «Основы духовно-нравственной культуры» для высшей школы, которая начата учеными Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых». Завершение работы над учебником планируется в конце 2019г., что позволит применить его к пилотному использованию уже на первом этапе реализации ФГОС ВО 3++.

        Конференция подчеркивает целесообразность и реальную возможность введения в ФГОС ВО 3++ требований основополагающих законодательных актов в части формирования духовно-нравственной компоненты образовательного процесса в высшей школе.