31 октября – 1 ноября 2023 г. в Казани прошел Форум «Вызовы, надежды, перспективы: государство, образование, Церковь»
Форум Объединения православных ученых «Вызовы, надежды, перспективы: государство, образование и Церковь» прошел в г. Казань 31 октября - 1 ноября 2023 г. Форум включал следующие мероприятия:
- 31 октября - круглый стол с обучающимися Казанской православной духовной семинарии на тему «Можно ли сегодня жить со Христом»; дискуссионная площадка с преподавателями и студентами Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета с обсуждением проблем преподавания теологии в светском вузе. В работе дискуссионной площадки участвовали также студенты кафедры теологии;
- 1 ноября на базе Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова прошла Всероссийская научная конференция «Стратегии и практики развития российской государственности». В целом в мероприятии приняло участие более 300 человек.
Казанская православная духовная семинария принимала представителей Объединения православных ученых в начале работы Форума. Первый проректор семинарии иерей Никита Кузнецов провел экскурсию по святыням семинарских храма и аудиторий, рассказал о особенностях образовательного процесса. Круглый стол собрал всех семинаристов. Говорили о вере, о жизни, о Христе, о служении. Форум проходил накануне празднования торжеств по обретению иконы Божией Матери Казанской. Весьма отрадной стала информация о том, что в Москве вновь обретен подлинник Казанской иконы Божией Матери.
Во второй половине дня группу православных ученых принял митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, Глава Татарстанской митрополии, временный управляющий Оренбургской епархией. Владыка отметил важность воцерковления научной интеллигенции, высказал пожелания о сотрудничестве с Объединением православных ученых, как в Татарстане, так и в Оренбурге.
Дискуссионная площадка на кафедре теологии Казанского федерального университета сопровождалась активным обсуждением между представителями ОПУ, преподавателями и студентами. вопросов о том, кто такие православные ученые; проблемы науки и веры. В аудитории находились студенты разных религиозных конфессий. Однако было удивительно, что далеко не все определились с вопросами веры в Бога. В частности, активно дискутировался вопрос об обязательности или необязательности для теолога веры в Бога. Мнение ряда преподавателей и студентов склонялось к изучению теологии и людьми, далекими от веры. При этом, студенты продемонстрировали высокую эрудицию в области теологии, представляемую на основании знаний западных направлений науки. В то же время святоотеческий опыт в умах студентов данной кафедры представлен в весьма ограниченном объеме.
Состоялась встреча православных ученых с Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан С.Х. Сабурской и Уполномоченным по правам ребенка Республики Татарстан И.В. Волынец. В процессе визита были обсуждены вопросы возможного взаимного сотрудничества Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых» с организациями федерального уровня в просветительской и образовательной деятельности.
1 ноября на площадке Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова состоялась Всероссийская конференция «Стратегии и практики развития российской государственности». Перед началом конференции членов Объединения приняла ректор университета Асия Витальевна Тимирясова. Она является также членом Общественной палаты Республики Татарстан, членом Общественного совета при министерстве образования и науки Республики Татарстан , членом Совета ассоциации негосударственных вузов России, членом Совета ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ. Асия Витальевна тепло поприветствовала участников конференции и членов делегации Объединения православных ученых, отметила, что соорганизаторами конференции являются Общественная палата Республики Татарстан, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых», Интеллектуальная платформа «Гражданский экзамен». Ректор КИУ выразила надежду на активное сотрудничество Объединения и университета.
Целью проводимой конференции стало обсуждение и систематизация стратегии и практики развития российской государственности в научно-исследовательской, учебно-образовательной, методической и учебно-воспитательной сферах.
Основными направлениями обсуждения стали:
- социо-культурные основания российской цивилизации;
- учебно-образовательный и методический потенциал дисциплины «Основы российской государственности» и дисциплин профессионального профиля для развития цивилизационной парадигмы российской государственности;
- учебно-воспитательное значение практики дисциплин социально-гуманитарного и профессионального профилей для развития российской общегражданской идентичности.
Открыл конференцию Директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова доктор философских наук, профессор Агапов О.Д. Он обозначил важность темы российской государственности для современного образовательного, политического, правового полей. Важной задачей является обсуждение методики привнесения данного лекционного курса в вузы Российской Федерации. С приветственным словом к участникам конференции выступила уполномоченная по правам ребенка Республики Татарстан И.В. Волынец. Она отметила, что около 10 лет плотно работает с Объединением православных ученых. Одним из основных направлений деятельности является борьба с абортами. Демографическая ситуация в России и в Татарстане, в частности, требует принятия незамедлительных решений по сворачиванию абортивной деятельности и ,в противовес, поддержке молодых семей, деторождения.
В последующем докладе Ирина Владимировна остановилась на отдельных инструментах реализации Указа Президента № 809, касающегося государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В настоящее время Россия является мировым лидером по показателям убыли населения. По данным Росстата на 01.08.2022г. население России составило 145,1 млн. чел. В этой связи Ирина Владимировна ознакомила присутствующих с инициативами по запрету абортов в коммерческих клиниках. Инициатива была поддержана в Государственной Думе РФ, прорабатывается изменение федерального закона. Важными являются меры поддержки женщин, отказавшихся от аборта. Среди них: оказание всесторонней адресной поддержки, предоставление временного жилья, трудоустройства, оказание психологической помощи, субсидии на ЖКУ в размере 30% и др. Важной является инициатива о поддержке студенческих семей.
Доктор социологических наук, профессор Мордовского государственного университета Т.М. Дадаева продолжила в своем докладе тему демографической ситуации в России. Она также рассмотрела особенности гражданской идентичности молодежи. Автор представила результаты социологического опроса, проведенного в Мордовском университете, согласно которому 85% студентов обозначили себя как патриоты России. Основой формирования гражданской идентичности является курс Истории, что свидетельствует о важности преподавания таких дисциплин как Истории, так и Истории Российской государственности.
Руководитель Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», доктор теологии протоиерей Геннадий Заридзе свой доклад начал тезисом о важности понимания собственной позиции в жизни. Он подчеркнул, что удивительным является факт, когда на кафедре теологии Казанского федерального университета обучаются молодые люди, которые не обязательно должны быть верующими. В этом случае они лишаются главного ориентира в жизни – Веры и Любви. Протоиерей Геннадий также отметил о возрастании видов зла в мире, данные проекты были разработаны в гитлеровской Германии и реализованы спецслужбами США. Кто же может противостоять мировому злу – здравомыслящие люди, придерживающиеся моральных, духовно-нравственных принципов в жизни, патриоты своей Родины.
Кандидат политических наук, доцент Казанского федерального университета В.В. Сидоров изложил методические особенности преподавания основ политического устройства России. Он отметил важность первых выборов для 18-ти летних студентов, призвал не бояться обсуждать с молодежью острые проблемы современности. Важным элементом доклада В.В. Сидорова стал принцип формирования стойкой прививки от национализма, который должен красной нитью проходить по курсу «История Российской государственности».
Социокультурное основание русской истории 16-20 вв. было рассмотрено в докладе доктора философских наук, профессора Смирнова А.Е.
Т.Д. Зражевская, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, напомнила присутствующим о празднике 30-летия Российской Конституции. Она подчеркнула, что Конституция 1993г отражала европейские ценности, она не несет ген традиционной российской государственности. Это обрушило надежды граждан на благоприятное общество. Настоящий вариант Конституции, несмотря на последнюю актуализацию, не соответствует стратегическим направлениям развития РФ. В частности, это касается таких вопросов, как определение владельцев природных ресурсов в стране, участия в принятии законов о религиозных организациях и многое другое.
Доктор исторических наук, профессор Антоненко Н.В. в своем докладе рассмотрела проблемы исторического образования и просвещения. Важным аспектом является вопрос мировоззрения детей и молодежи. В настоящее время ставится вопрос синхронизации семьи, школы, государства в формировании мировоззрения. Курс «История Российской государственности» основан на базе курса духовно-нравственной культуры. Главный аспект – цивилизационный подход, а также понимание того, что Россия – это традиционное государство. Проблемой является тот факт, что читают данный курс преподаватели разных направлений подготовки, нередко основной смысл курса теряется в дополнительной, не связанной с ним информацией. В связи со сложностью самого курса целесообразным является его чтение на старших курсах. Есть посыл по созданию региональных учебников по «Истории» и «Истории Российской государственности».
«Научные конференции важны обозначением проблем», – отметил доктор педагогических наук, профессор Кузнецов В.В. Педагогический процесс предполагает аудиоработу со студентами и работу через методические и учебные пособия. Обе части процесса имеют важное значение, что должно учитываться в работе со студентами. Широко используемый в настоящих ФГОС компетентностный подход практически не оставляет времени на воспитательный процесс. «Таким образом, мы получаем противоречие между определением образования, представленном в Федеральном законе «Об образовании в РФ», и способами и методами его реализации», – подчеркнул Кузнецов В.В.
Доктор геолого-минералогических наук, профессор Косинова И.И. отразила особенности природно-ресурсного потенциала России как основы ее государственности и суверенитета. Она подчеркнула ущербность сырьевой экономики, что весьма негативно сказывается как на экономике страны, так и на геополитической ситуации в целом. Самая богатая страна мира, обладающая уникальными природными и минеральными ресурсами, самой большой площадью, имеет незначительный процесс переработки сырья, не развивает собственную перерабатывающую промышленности, что препятствует развитию страны в целом.
Доклад доктора технических наук, профессора Шахова С.В. был посвящен аспектам духовно-нравственного воспитания студентов технических вузов. Доклад сопровождался интересной презентацией, отражающей различные формы работы со студентами. Большое внимание в докладе уделялось особенностям патриотического воспитания молодежи.
Большой интерес вызвали доклады молодых представителей Объединения православных ученых. Старший преподаватель ЮзГУ Сафронов Н.А. раскрыл достаточно сложную тему институциональных матриц российской государственности. Антоненко Я.О., магистр МЭИ, провел анализ мнения студенческого сообщества о вновь введенном курсе «История Российской государственности». В социологическом опросе участвовали студенты первого курса правовых, технических и экономических направлений подготовки. Мнение студентов различных направлений значительно отличаются. Обучающиеся гуманитарных направлений считают введение данного курса излишним, а студенты технических и экономических – полезным, но для осмысления материала целесообразно перенести его на более старшие курсы.
Всего на конференции было представлено 20 докладов. Конференция логично завершила работу Форума принятием Резолюции.
В работе Форума приняли участие ученые из Москвы, Белгорода, Воронежа, Казани, Курска, Мордовии и Урала. Отличительной особенностью Форума стало привлечение к его работе студенческой молодежи духовных и светских образовательных учреждений. Отрадным является факт участия в Форуме представителей региональной структуры власти - аппаратов Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Поддержка работы Форума митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом продемонстрировала заинтересованность Русской Православной Церкви в духовно-нравственном развитии общества.
Все участники Форума отметили доброжелательность и открытость граждан Казани друг к другу, к гостям столицы Татарстана, выверенную линию поддержки традиционных российских ценностей.
Достигнуты договоренности о продолжении сотрудничества Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых» и образовательных организаций Республики Татарстан.