ДЕКЛАРАЦИЯ «О защите нравственности в праве, образовании, науке и культуре», принята на III Международном молодежном форуме в г. Белгороде 15 мая 2015 г.
Мы, участники форума, собравшиеся в г. Белгороде из разных стран мира, связанные сферой образования, заявляем о своей озабоченности общемировыми процессами разрушения системы обучения и воспитания.
На наш взгляд, особенно ярко это проявляется в современной России и на постсоветском пространстве. Именно данным фактом объясняется то, что местом проведения форума мы выбрали российский город.
Проблемы современного российского образования
- Современная политика Российского государства в сфере образования и воспитания исходит из либеральных догм, несмотря на декларируемую представителями власти приверженность традиционным ценностям.
- На основе этих догм ни одна из современных проблем Российского общества и государства не может быть разрешена, так как идея неограниченных «прав человека» и концепция «конкурентной личности» блокируют передачу культурного опыта следующим поколениям, делая молодежь совершенно невосприимчивой к идеалам и авторитетам прошлого.
- На этом фоне мы всё чётче видим тревожные симптомы в современном российском патриотическом воспитании, что ярко проявилось в ходе празднования Дня Победы. Идейные вдохновители современной российской власти оказываются не способны ни на что, кроме лозунгов, заимствованных в других странах и «адаптированных» для России.
- Большинство законодательных новаций в сфере образования привносятся в Россию извне, носят системный характер и направлены на уничтожение чувства национальной идентичности в российском обществе. А это в конечном счёте ведёт и к уничтожению государственного суверенитета.
- Несмотря на дискуссию во власти и СМИ касательно ценностей и традиций России, сами эти «ценности» как правило, не называются, а если и озвучиваются, то в итоге профанируются.
- Законодательство и политическая практика России по-прежнему находятся в «плену» либеральных догм. Не принят ни один закон, который бы защищал традиционные ценности народов России в широком масштабе.
- Особую обеспокоенность вызывает проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (в редакции от 01.04.2015). Главным недостатком проекта Стратегии выступают отсутствие ясной цели и наличие так называемого «двойного дна», а как следствие - концептуальная пустота, значительная внутренняя структурно-логическая и терминологическая рассогласованность. Общеизвестно, что стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели. Понятие стратегии воспитания подрастающего поколения предполагает определение фундаментальных методологических принципов, которые должны лежать в основе воспитания детей в нашей стране. К числу таких принципов можно отнести любовь к ближнему, почитание родителей, восстановление духовного начала в человеке, утверждение веры, совести, мужества, смирения, терпения, трудолюбия и преодоление коренных недостатков человеческой натуры – гордости, зависти, жадности, безудержного стремления к наслаждениям,
Исходя же из текста данного документа, целью современной государственной Стратегии в сфере воспитания является определение приоритетов государственной политики, обеспечивающих «укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций» (раздел I, с.). «В условиях цивилизационных вызовов Стратегия, - по идее её авторов, - направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция» (раздел II, с.1). Исходя только из процитированного, можно сделать вывод, что народ Российской Федерации ещё не определился со своими ценностями, а если и определился, то требуется переосмысление.
Мы разделяем выводы группы экспертов давших развёрнутое заключение по данному документу и опубликованному на сайте РНЛ (http://ruskline.ru/analitika/2015/02/28/proekt_strategii_razvitiya_vospitaniya_v_rossii_yavlyaetsya_neudovletvoritelnym/), и полагаем, что в настоящем своём виде текст «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации па период до 2025 года» нельзя считать полноценным конструктивным государственным документом.
Ситуация в образовании является «лакмусовой бумагой», позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что Россия ускоренным курсом идёт к трансформации, которая, возможно, выльется в разрушение Российского государства. Возможную модель процессов будущего мы наблюдаем в современной Украине
Сложившееся положение в образовании является следствием отсутствия внятной, чётко сформулированной, понятной обществу и основанной на Традиции концепции образования и воспитания
Мы призываем всех заинтересованных граждан России сделать всё возможное для спасения российского образования путём отказа от разрушительных либеральных реформ.
г. Белгород, 15 мая 2015 года