Духовно-нравственное образование в современной российской школе
14 февраля 2018 года председатель регионального отделения ОРО ОПУ, профессор Б.Г. Бобылев принял участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты» : секция «Социально-значимые ценности в системе духовно-нравственного образования России». Программа конференции, информационное сообщение о конференции и текст выступления Б.Г.Бобылева прилагаются.
Информация
о некоторых итогах Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты».
Конференция была посвящена проблемам, связанным с внедрением в школы России комплексного курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее ОДНКНР).Согласно инструктивному письму Министерства образования и науки РФ N 08-761 от 25 мая 2015 года, предметная область ОДНКНР реализуется в 5-9 классах основной школы и является логическим продолжением предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" начальной школы (подробнее см.: http://docs.cntd.ru/document/420282547)
Методологические, содержательно-методические и межконфессиональные аспекты внедрения ОДНКНР обсуждались на трех секциях конференции (программа прилагается). Важнейшую роль в работе конференции сыграла секция «Социально-значимые ценности в системе духовно-нравственного образования России». В ходе работы секции развернулась дискуссия по ряду вопросов:
- о ценностных приоритетах системы образования России;
- о ценностном содержании модуля «Основы светской этики»;
- о педагогической целесообразности существования отдельного курса, посвященного духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся;
- о проблемах подготовки педагогических кадров для ОДНКНР;
- об определении объединяющего базового комплекса ценностей ОДНКНР.
При обсуждении данных вопросов на секции, а также в ходе своего итогового выступления на пленарном заседании конференции академик Российской академии образования, ректор Российского университета дружбы народов, доктор физико-математических наук, профессор В.М. Филиппов высказал следующие замечания и предложения:
1) Необходим пересмотр сложившегося в современном образовании России «знаньевого» подхода. На первое место должна быть выдвинута задача воспитания.
2) Модуль «Основы светской этики» носит достаточно отвлеченный, теоретический характер и не решает задачи знакомства учащихся с духовно-нравственными ценностями народов России, что не согласуется с названием и стандартом комплексного курса - при том, что данный модуль выбрали около половины учащихся, изучающих ОДНКНР.
3) Целесообразно сочетать внедрение учебного предмета ОДНКНР с духовно-нравственным воспитанием школьников в процессе преподавания других школьных предметов.
4)Министерству образования и науки РФ необходимо провести мониторинг состояния преподавания ОДНКНР на местах (квалификация педагогических кадров, обеспеченность учебной литературой, ее качество, методические аспекты и т.д).
5) Такие понятия, как любовь к ближнему, почитание родителей, любовь к Родине, совесть и др. являются универсальными, объединяющими социально значимыми ценностями. Именно на основе этих ценностей необходимо строить преподавание ОДНКНР, развитие всей системы духовно-нравственного образования и воспитания в отечественной школе. В этом отношении заслуживает внимания опыт Министерства народного просвещения Российской империи в XIX веке, когда в основу построения отечественного образования было положено воспитание умения слушать голос совести.
6) В ходе обсуждения различных аспектов внедрения ОДНРК на секциях был высказан ряд серьезных и ценных предложений, которые необходимо обобщить, и развернуто представить в резолюции конференции. Для решения данной задачи необходимо создать специальные рабочие группы (по 2-3 человека от каждой секции), которые в дальнейшем должны действовать постоянно, координируя деятельность по осуществлению решений конференции.
7) Сам ход и итоги проведенной конференции свидетельствует о перспективности избранного формата. Предлагается сделать данные конференции ежегодными.
Закрывая конференцию, первый заместитель министра образования и науки В.В. Переверзева согласилась с предложениями В.М. Филиппова, признав их конструктивными и практически целесообразными.
Приложения:
- Программа Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты».
- Проект рекомендаций участников секции «Социально-значимые ценности в системе духовно-нравственного образования России» (не принят).
Ссылки на материалы СМИ :
http://www.patriarchia.ru/db/text/5147701.html
https://islamrf.ru/news/rusnews/russia/43443/
Выступление профессор Б.Г. Бобылева
Дорогие друзья, коллеги!
Сегодня мы живем в условиях непрекращающихся, все усиливающихся информационных атак на глубинные основы существования нашего государства и общества – на семью, на любовь к Родине, на саму совесть, дух и нравственность народа.
В этой связи«Основы духовно-нравственной культуры народов России» выступают стержневым, скрепляющим, приоритетным компонентом всей системы воспитания и образования страны, способствуя становлению зрелого и ответственного гражданина Отечества, формированию внутренней установки личности поступать согласно своей совести, помогая воспитанию нравственности, основанной на традиционных духовных народных ценностях.
Традиционнаядуховная культура в качестве главных ценностейвсегда выдвигала добрые качества человека. К числу таких добрых качеств относятся доброта, милосердие, терпение, смирение, любовь, целомудрие и ряд других качеств.В русской духовной культурной традиции данные качества определяются как добродетели. Что же такоедобродетель? Это умение каждое дело, слово и мысль согласовывать с нравственными нормами. Вся наша культура, педагогика, литература, искусство пронизанысей великой одухотворяющей, животворящей целью. Вспомним Пушкина: «И дух смирения, любви и целомудрия мне в сердце оживи». Конечно, для современного человека, современного школьника и студента в этих словах не всегда все понятно. Возникает вопрос: зачем все это? И здесь важно найти верный тон, верные слова, дать ясные определения, внести свет. Отсюда – просвещение. Очень сложно современному школьнику понять суть смирения. И здесь помогут нам выдающиеся русские просветители. Они определяют смирение как способность видеть истину. Или еще сложнее: целомудрие. Что это такое? Это сохранение ума неповрежденным, забота о целостности всего человека. Помните у Грибоедова: «Ум с сердцем не в ладу». Здесь дается диагноз нравственного повреждения человека, утраты им целостной мудрости.
Сегодня необходимо вернуть в нашу жизнь истинные представления о том, что по-настоящему ценно. Знания о настоящих ценностях, как показывает вся наша история, сами по себе побуждают человека к нравственному совершенствованию, и помогают формированию целостной, гармоничной картины мира. Истинные духовно-нравственные ценности формируют личность человека, помогают гармоническому развитию общества, способствуют укреплению государства. Осознание того, что такое истинные ценности поможет нашим детям найти верный путь в жизни, вооружит их нравственно, предохранит от падений, срывов, распада личности.
Главное для государства не просто в том, какую сумму знаний получит учащийся, а то, как он распорядится своими знаниями. А это как раз зависит от духовно-нравственного образования и воспитания.
В наши дни, как правило, преподаватель, прежде всего, стремится дать определённую сумму знаний, обучить наукам. В традиционной же русской педагогике обучение наукам было лишь составной частью воспитания, целью которого было формирование всего человека, его образа. Отсюда –тесная взаимосвязь и нераздельность понятий духовно-нравственного образования и воспитания. Перед отечественными педагогами стояла и стоит задача – вернуть уму человека способность отличать добро от зла, истину от лжи. Для этого, прежде всего, нужно научить вере, нравственности, а потом – другим наукам. Только такой подход к обучению может предотвратить разрушение системы образования и воспитания, обезличивание и дегуманизацию сознания молодых людей, так как вслед за отказом от Бога приходит отказ от самого человека, который рассматривается современными бездуховными интеллектуалами всего лишь как несовершенная биомашина, на смену которой должен прийти совершенный трансчеловек.
Духовно-нравственное образование (формирование образа) в первую очередь предполагает формирование правильных понятий.
Как учат выдающиеся русские просветители, все понятия духовно-нравственной сферы, например: совесть, правда, честь, долг и др. имеют конкретное, однозначное толкование. Нельзя допускать релятивизма при использовании этих понятий, многозначности их толкования, что неизбежно приводит к расшатыванию нравственных устоев личности, разрушению ценностных основ общества и государства. Это мы наблюдаем сегодня на примере западного общества. Можно видеть, как там происходят катастрофические изменения в семейной сфере, в основе которых – потеря нравственного понятия семьи как союза мужа и жены. Другой пример – повсеместное распространение эвтаназии, получившей уже ряде стран законодательное оправдание, и так называемый «медицинский каннибализм», в основе которых – утрата представления о безусловной ценности жизни каждого человека.
Духовно-нравственное образование и воспитание предполагает усвоение нравственных норм. Как действуют законы физического мира, точно так же действуют нравственные нормы: не убивай, не кради, не завидуй, не лги, поступай так, как хочешь, что бы поступали с тобой.
Важнейшей педагогической целью в этой связи выступает формирование нравственных идеалов. В начале любой деятельности человек прежде должен представить конечный её результат. Например, архитектор, если строит дом, должен прежде иметь план, эскиз этого дома и т.д. Тем более педагог, воспитатель, родители должны чётко представлять какие качества они должны воспитать в детях. «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений», пишет Ф.М. Достоевский.
Одной из ключевых педагогических задач сегодня является воспитание умения слушать голос совести
Современное общество переживает резкую атаку на понятие совести. Совесть часто объявляется ненужным пережитком.
Совесть – это внутренний голос, свидетельствующий о том, что есть добро, а что – зло.
Все люди, (разных национальностей, разного происхождения, разной образованности и т.д.) утешаются внутренне и радуются, если сделали добро. Напротив, страдают и мучаются, если сделали зло, потому что в сердцах всех людей действует закон совести, по которому эта нравственная сила за добро утешает внутренне, а за зло мучает и терзает.
Прослеживается прямая зависимость между хранением совести каждого отдельного члена общества и благополучием всего общества.
В свете сказанного следует усилить, особо подчеркнуть данный момент в программах всех учебных модулей предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Концептуальные предложения» могут быть дополнены следующими тезисами: Совесть как средоточие нравственного самосознания человека, свидетельство единства и всеобщности нравственного закона для всего человечества. Воспитание умения слушать голос совести – средство укрепления нравственного мировоззрения, предпосылка единодушия, сближения людей разных национальностей и верований, путь предупреждения конфликтов и раздоров в отдельных коллективах и обществе в целом.
При постановке и решении проблем духовно-нравственного воспитания и образования очень важно соблюдать методологическую строгость. К сожалению, сейчас происходит подмена понятий, «духовность» часто понимают лишь как обращение к культурному наследию. Но духовное воспитание – это не просто знакомство с поэзией, живописью или другими видами искусства. Мы воспитываем детей духовно, когда объясняем им, как исполнить нравственные нормы, данные Богом: почему и как они должны слушаться родителей и педагогов, не брать чужого, быть правдивыми, отказываться от своей выгоды в пользу ближнего и т. п., то есть, как работать над собой, чтобы стать добрее, совершеннее
. Понятия духовности и нравственности должны использоваться в соответствии с их истинным смыслом. «Духовность – это жизнь по евангельским заповедям и есть норма человеческой жизни» - пишет выдающийся русский просветитель епископ Феофан Затворник. Он же определяет духкак «орган Богоообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила». Современный педагог-нравоучитель, схиархимандрит Иоанн (Маслов)объясняет: «Степень духовности человека определяется мерой его совершенствования в добре», то есть духовность – это совершенствование в добре.
Согласно педагогической антропологии, представленной в трудах К.Д. Ушинского, а также в трудах других выдающихся духовных просветителей, личность человека имеет три составные части: ум, чувства и волю. При этом доминирующей стороной души человека является ум, который подчиняет себе чувства и волю. Ум в душе человека является проявлением духа; он не сводится к интеллекту, логике и предполагает, в первую очередь, способность к различению добра и зла, истины и лжи.
В свете этого необходимо:
первое: воспитывать ум, чтобы различал добро;
второе: воспитывать сердце, чтобы сердце любило добро;
третье: воспитывать волю, чтобы стремилась делать добро.
Методы такой работы с силами души изложены в учебных пособиях доктора педагогических наук, доктора богословия Н.В. Маслова. Ряд из них имеет грифы Министерства образования и науки РФ по направлению 050100 «Педагогическое образование» и Издательского Совета РПЦ): «Основы русской педагогики» и «Духовные и нравственные основы образования и воспитания», а так же отражены во многих современных диссертационных исследованиях. Особо надо отметить последнюю серию учебных пособий Н.В. Маслова: «Значение мыслей в жизни человека», «Значение внимания в жизни человека» и «Значение воображения в жизни человека». В этих книгах, составленных на основе трудов выдающихся русских просветителей, раскрываются психологические аспекты преподавания духовно-нравственной культуры. Как предохранить наших детей от рассеяния, от стремления уйти от себя, от окружающей реальности? Как вернуть их из виртуального мира? Как помочь учащимся понять значение своего внутреннего мира, увидеть изначальную красоту души, созданной по образу и подобию Божию? На эти вопросы дается ответ в пособиях Н.В. Маслова, которые помогут научить школьников и студентов работать над своими мыслями, воображением, вниманием.
Образование ума и воспитание человека на основе этого образования осуществляется, согласно педагогической концепции, по мере и степени усвоения нравственного закона, данного Богом. Нравственность выступает при этом не как проекция общественной морали и государственных установлений, но как результат действия закона, данного Богом, что предполагает свободное и сознательное приятие данного закона человеком.
Своеобразный тезаурус понятий духовно-нравственной жизни, получает отражение и определение в «Симфонии по творениям Тихона Задонского» [3], составленной схиархимандритом Иоанном Масловым. Эта книга рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для школ и вузов России.Всеобщий нравственный закон в «Симфонии» представлен не в виде сухого перечня требований и отвлеченных рассуждений, но в виде конкретной, живой и одухотворенной целостности, неизменно вызывающей отклик в сердце, во всем существе каждого человека. Об этом, в частности, свидетельствует мой опыт работы с этой энциклопедией нравственности в вузах г. Орла (использовалась в ходе преподавании курсов «Русский язык», «Культура речи и стилистика», «Риторика»). Молодые люди остро чувствуют борьбу добра и зла в современной жизни, стремятся осознать подлинные истоки, направление, смысл этой борьбы, они ощущают ложность потребительского, гедонистического идеала западной цивилизации, призывающего «брать от жизни все». Студентка Кира Кузьменко (экономический факультет) пишет в своем эссе: «Упрощение всех сложностей бытия до «мыльной оперы», до примитивно «интересного» – это всемирного масштаба болезнь человеческого духа. Таким образом, язык современной рекламы внушает нам, что красота, сила, богатство, здоровье, молодость, успех являются основными ценностями, которым следует стремиться. А истинные ценности – такие, как добро, честь, достоинство, справедливость остаются в тени…И если бы человек в такой пестрой среде культурного воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он был бы вовлечен в вихрь хаоса, беспорядка и распада. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой помогает нам духовное наследие, Великое слово Библии».
В течение ряда лет в Орле ведется планомерная и целенаправленная работа по разработке методологических, методических и технологических основ изучения духовно-нравственной культуры в школе и вузе. Работа эта скоординирована с просветительской и методической деятельностью коллег из Москвы, Воронежа, Курска, Белгорода и других городов России. Неоднократно на орловской земле проводились выездные «Глинские чтения», в значительной степени определившие концептуальный, ценностный вектор духовно-нравственного просвещения в школах и вузах региона - ориентацию на традиционную народную педагогическую культуру, на идеи выдающихся русских духовных просветителей и мыслителей
Мы координируем также свою деятельность с Межрегиональным объединением православных ученых (сопредседатели протоиерей Геннадий Заридзе и профессор Косинова). Так, 12-13 ноября 2015 года в городах Орле и Болховена базе пяти орловских вузов и Орловского областного института развития образования была проведена IV Международная конференция «Православный ученый в современном мире».
Основная идея орловского форума получила отражение в его названии «Православные традиции русского народа как духовно-нравственная основа отечественного образования и воспитания». В данном случае акцентируется, выдвигается на первый план тот факт, что главным критерием отбора содержания образования являются вечные духовные ценности, которые задают высший смысл всей иерархии ценностей. Вся система других ценностей вне их духовно-нравственных основ лишается объединяющего начала. Образование при этом утрачивает целостный и системный характер.
Строго говоря, привычно выделяемые виды воспитания должны рассматриваться как составные части, аспекты духовно-нравственного воспитания. Иными словами, все воспитание в целом обусловливается духом и нравственностью, полностью охватывается сферой нравственного закона. Покажем это на примере патриотического и эстетического воспитания.
При разговоре о патриотическом воспитании не обойтись без истории. Так, Дмитрий Донской, обращаясь к русскому войску перед Куликовской битвой, сначала говорит о защите веры, и только потом о защите государства и семей ратников. Козьма Минин же начинает свою знаменитую речь так:Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы…
Вера и здесь – на первом месте. Именно она составляет основу патриотического чувства.
Война против Наполеона стала отечественной в первую очередь потому, что русские крестьяне не могли простить надругательство над верой, над православными храмами, которое допускали наполеоновские солдаты в России и от которого они воздерживались в Западной Европе.
Духовно-нравственные основы патриотизма проявлялись и во время Отечественной войны. Проявляются они и сейчас.
В своей знаменитой Крымской речи, в момент важнейшего для нашей страны исторического перелома В.В. Путин обращается к православным истокам народа, провозглашая их в качестве главной объединяющей ценностной нравственной основы русской государственности и цивилизации:
Надо сказать, что в основе патриотизма лежит не абстрактная идея, но живое разумно-сердечное чувство связи с отчим домом (отсюда – слово «отчизна»). Потеря отчизны земной может привести к утрате Отчизны небесной. И наоборот. Таким образом, в качестве онтологического истока патриотизма должно рассматривать любовь к Богу и почитание родителей. На это нацелены первые пять библейских заповедей, завершающиеся словами: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Эти слова относятся не только к жизни отдельных людей, но и к жизни государств и цивилизаций.
Наконец, эстетическое воспитание. В этом отношении для всех нас будет интересен подход, предлагаемый великим русским педагогом К.Д. Ушинским. Он пишет: источник эстетического чувства является врожденное стремление к совершенству: «Язык прекрасного – гармония, врожденная и душе и телу, но само прекрасное – Бог» Красоту же Ушинский определяет так: «сила истины в такой форме, что она делается доступна чувству без посредства рассудка». Красота и добро при таком подходе рассматриваются не как изолированные друг от друга самостоятельные начала, проекции социальных функций, но как реальное и живое целое. Это целое, пишет Ушинский, явленное нам в образе Иисуса Христа – воплощенного идеала совершенства. Тем самым выводится наружу, становится очевидным разумно-жизненный смысл эстетического воспитания. Эстетическое и нравственное выступают как формы вечно расширяющейся деятельности каждого человека, стремящегося к идеалу совершенства в процессе творчества жизни – высшего из всех видов творчества.
Подведем итог сказанному.
Создание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включение в действующий образовательный стандарт предметов, нацеленных на формирование готовности к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию, представляет собой выдающееся явление в жизни современной отечественной школы. При этом важно в ходе реализации стандарта сохранить иерархию ценностей при разработке содержания конкретных учебных предметов. На первое место должны быть выдвинуты традиционные ценности народов нашей страны, воспитание добрых качеств человека. Усвоение истинных духовно-нравственных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отдаляет от Бога, доставляют человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому благому делу - в семье, в обществе, в государстве.