Международная конференция православных учёных, посвящённая сохранению и развитию традиционных православных ценностей в науке, образовании и других сферах гуманитарной деятельности
19-21 апреля 2018 года в Педагогическом институте ВлГУ состоялась Международная конференция православных учёных, посвящённая сохранению и развитию традиционных православных ценностей в науке, образовании и других сферах гуманитарной деятельности. Тема конференции «Наука и образование в созидании духовно-нравственных ценностей в современном обществе: проблемы и перспективы».
К истории события. В 2014 году начала свою работу Международная просветительская общественная организация «Объединение православных учёных». Председателем правления организации является протоиерей Геннадий Заридзе, с 2001 года настоятель Покровского храма села Отрадное Новоусманского района Воронежской области. В настоящее время количество членов Объединения составляет 822 человека из 31 региона Российской Федерации. На протяжении этих лет «Объединение» провело немало мероприятий в разных регионах РФ, направленных на сохранение православных традиций в студенческой и профессорско-преподавательской среде.
В 2016 г. по итогам выборов на общем собрании членов Владимирского отделения ОПУ его председателем избрана доцент Владимирского государственного университета, канд. пед. наук Губернаторова Л.И. К участию в конференции был приглашён широкий круг учёных, просветителей, деятелей культуры - специалистов из различных областей знаний – которые свою работу направляют на благополучное и более тесное сотрудничество православных народов, а также на сохранение и распространение православных евангельских ценностей в науке, образовании и других сферах гуманитарной деятельности. Целью конференции был обмен опытом использования эффективных подходов в разработке новых форм интеграционных связей по взаимодействию светских и церковных структур в деле православно-ориентированного духовно-нравственного воспитания студенческой и школьной молодёжи. Конференция проводилась в рамках деятельности Международного Конгресса православных учёных и носила международный характер.
«Объединением православных учёных» в 2017 г. реализован проект Первого Международного Конгресса православных ученых, разработанный и осуществлённый в шесть этапов в Болгарии, Германии, Сербии, Крыму, Белгороде и Воронеже, в которых приняло участие около 2500 человек. Основной целью его работы стало воссоздание целостной системы воспитания в современной средней и высшей школе России и странах славянского мира на основе присущих им православных духовно-нравственных ценностей, воцерковление интеллигенции, передача будущим поколениям православных традиций через систему образования и научного сотрудничества. МПОО ОПУ является соучредителем 13-го направления Рождественских чтений, в рамках которого в январе 2018 года совместно с РПЦ в РУДН проведена Научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодёжи».
Очередная Международная конференция Объединения православных учёных проведена по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия и прошла под научным руководством директора Педагогического института ВлГУ М.В.Артамоновой. Программа прилагается.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
ПРОГРАММА
Международной конференции
«Наука и образование в созидании
духовно-нравственных ценностей
в современном обществе:
проблемы и перспективы».
19-21 АПРЕЛЯ 2018 г.
Программа Конференции
19 апреля 2018 г.
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
(г.Владимир, проспект Строителей, 11, корпус № 7 ВлГУ, Педагогический институт)
10.00-11.00 – регистрация участников конференции
11.00-14.00 – открытие конференции (Пленарное заседание)
14.00 - 15.00. – Обед
15.00 – 17.30 - Экскурсионная программа: Боголюбово и храм Покрова-на-Нерли
17.30 - 18.00 - Ужин
18.00 – 20.00 – Экскурсия по Владимиру и Богородице-Рождественскому
монастырю (посещение мощей свт. Афанасия Ковровского). Посещение мастерской Б.Ф. Французова - заслуженного художника РФ.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
(место проведения: конференц-зал, ауд. 136)
Приветственное слово - Артамонова Марина Владимировна, директор
Педагогического института ВлГУ, доцент, к.филолог.наук
Приветственное слово - о. Геннадий Заридзе, руководитель Межрегиональной организации «Объединение православных ученых».
Приветственное слово - Косинова Ирина Ивановна, заместитель председателя Межрегиональной организации «Объединение православных ученых», д.геол.-мин.н., профессор, зав. кафедрой экологической геологии Воронежского государственного университета, академик Российской экологической академии, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности
Приветственное слово – Губернаторова Лариса Ивановна, руководитель Владимирского отделения Межрегиональной организации «Объединение православных учёных», к.п.н., доцент Педагогического института ВлГУ.
- Белозерцев Евгений Петрович, д.п.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Воронежский государственный педагогический университет
Доклад «Может ли современное отечественное образование быть без мировоззренческой составляющей?».
- 2. Плеханов Евгений Александрович, д.п.н., доцент, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Доклад «Православная педагогика сегодня».
- Космачева Наталия Владимировна, к.п.н., доцент каф.нач. и дошк. образования, ГОУ ВО Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет».
Доклад «Принципы воспитания в православной педагогике».
- Ильичева Ирина Михайловна, д. психол.н., профессор, декан социально-психологического факультета ГОУ ВО Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет».
Доклад «К проблеме содержательных компонентов духовно-нравственного воспитания в вузе: психологический аспект».
- Косинова Ирина Ивановна, д.геол.- мин.н., профессор, зав. кафедрой экологической геологии Воронежского государственного университета, академик Российской экологической академии, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности.
Доклад «Духовно-просветительские центры в вузах: проблемы и перспективы развития».
- Губернаторова Лариса Ивановна, к.п.н., доцент Педагогического института ВлГУ.
Доклад «О смысле современной педагогической деятельности».
- Вертьянов Сергей Юрьевич, к. ф.-мат. наук, преподаватель Православного культурного центра Святителя Филарета Московского.
Доклад «Библия, история, археология».
20 апреля 2018 г.
10.00 – 12.30 – Работа секций
12.30 - 13.00 – Обсуждение и принятие резолюции конференции
13.00 – 13.30 – Обед
13.30. – 17.00 – Экскурсионная программа (город Суздаль)
СЕКЦИЯ 1.
Роль православного мировоззрения в развитии современного общества и формировании его будущего.
СЕКЦИЯ 2.
Православный педагог в современном образовании: его роль и задачи в решении духовно-нравственных проблем молодёжи в свете вызовов современного общества
( место проведения: конференц-зал, ауд. 136-7)
Модератор - Губернаторова Лариса Ивановна, кандидат пед. наук, доцент кафедры ОиТФ Педагогического института Владимирского государственного университета.
1. Катунина Надежда Сергеевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета.
Доклад «Основы духовности человека».
2. Губернаторова Лариса Ивановна, кандидат пед. наук, доцент кафедры ОиТФ Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «Естествознание как средство формирования духовно-нравственной сферы личности современного студента».
3. Аракелян Сергей Мартиросович, доктор физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой физики и прикладной математики Владимирского государственного университета.
Доклад «Религиозное и научное мировоззрение – мифы и реалии по вкладу в духовно-нравственное воспитание молодёжи».
4. Спасич Бильана, преподаватель экономической школы, Крагуевац, Сербия.
Доклад «Образование в Сербии в свете демографического кризиса».
5. Адамович Снежана Љубивојевна, доктор филолог. наук, профессор сербского языка и литературы, «Экономическая школа "Валево", г. Валево, Сербия.
Доклад «Православный педагог и его роль, по Николаю Велимировичу».
6. Анджелкович Биляна, магистр сци. психиатр, психоаналитик-психотерапевт, Поликлиника «Святой Нектарий Егинский»; Пасторально-консультативный центр Архиепископии Белградской Карловацкой Сербской Православной Церкви; Центр психосоциальной реабилитации и ресоциализации зависимых «Земля живых» Епархии Бачкой Сербской Православной Церкви.
Доклад «Учение о гуманистических добродетелях и отношениях в Православии. Святославие и психоанализ».
7. Измайлова Алла Борисовна, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «Формирование у студентов представлений о добродетелях и пороках на занятиях по педагогике».
8. Даведьянова Нина Сергеевна, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «К вопросу о духовно-нравственном воспитании на уроках английского языка в современной школе».
9. Сорокина Ирина Радиславовна, кандидат пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «К вопросу о воспитании подрастающего поколения».
10. Муратова Инна Сергеевна, кандидат психологических наук, МБДОУ «Первомайский детский сад», филиал «Дружба», педагог-психолог, г. Воронеж.
Доклад «Практическое использование элементов духовно-нравственной культуры в воспитании отношений дошкольников».
11. Назарова Марина Владимировна, кандидат пед.наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Владимирского государственного университета.
Доклад «Пути формирования полоролевых установок у детей в традициях православной культуры».
12. Авраменко Валентина Михайловна, педагог, член фонда художника Б.Ф. Французова, член общероссийской организации «Родительский комитет».
Доклад «Традиционные духовные ценности в искусстве советского периода».
13. Прохорова Алена Станиславовна, учитель физики СОШ № 25 г. Владимира, студентка гр. 113 ФМО Педагогического института ВлГУ.
Доклад «Аксиологические аспекты школьного курса физики».
СЕКЦИЯ 3
Формы сотрудничества образовательных и церковных структур и их роль в процессе формирования православного
будущего.
СЕКЦИЯ 4
Моральные ориентиры в решении проблем молодёжи.
Опыт и подвиг новомучеников как пример воспитательных идеалов святости и благочестия в странах православного мира.
(место проведения - ауд. 121-7 )
Модератор - Дорошенко Светлана Ивановна, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета
- 1. Старов Михаил Иванович, доктор пед. наук, профессор; профессор-консультант кафедры психолого-педагогического и социального образования Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина;
Барановский Максим Сергеевич, аспирант.
Доклад «Взаимодействие субъектов из государственных и церковных образовательных структур при созидании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения России».
- 2. Инютин Владислав Валентинович, кандидат филос. наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко Минздрава РФ;
Мещерякова Арина Олеговна, кандидат ист. наук, преподаватель кафедры философии и гуманитарной подготовки ВГМУ им. Н.Н. Бурденко ФГБОУ ВО ВГУ Министерства образования и науки РФ, главный хранитель фонда музея истории ВГУ
Доклад «Феноменология русской святости».
- 3. Дорошенко Светлана Ивановна, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета
Доклад «Православные праздники в системе воспитательной работы современной школы».
- 4. Сухова Татьяна Алексеевна, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «Педагогический аспект русского православного изобразительного искусства».
- 5. Дорошенко Юрий Иванович, кандидат пед.наук, доцент кафедры технико-экономического образования Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «Духовно-нравственный смысл трудового воспитания (наследие К.Д. Ушинского)».
- 6. Тарасова Ольга Михайловна, кандидат филол.наук, доцент кафедры иностранных языков РАНХиГС, г. Нижний Новгород.
Доклад «История педагогики в педагогической периодике (к вопросу о духовном воспитании на рубеже XIX-XX вв.)».
- 7. Терских Анастасия Петровна, кандидат фармацевт. наук, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко;
Натарова Екатерина Сергеевна, ассистент.
Доклад «Покровители семей – Пётр и Феврония Муромские».
- 8. Покровский Владимир Павлович, доцент кафедры МОиИТ Педагогического института Владимирского государственного университета.
Доклад «Судьба сельского священника отца Петра (Покровского): служение, забвение и возрождение».
- 9. Уханова Полина Сергеевна, магистрант РГГУ, начальник выставочного отдела ГБУК г. Москвы "Музейно-выставочный центр "Музей Моды".
Доклад «Роль и значение православных художников-дизайнеров в истории моды и их вклад в формирование современного образа православной России».
- 10. Фадеева Татьяна Васильевна, хозяйка салона «Авторская одежда»
Доклад «Женская одежда как государственная безопасность страны».
21 апреля (суббота) (при желании)
Свободный день. Личное посещение Успенского кафедрального Собора, Золотых ворот, Княгинина монастыря.
На Пленарном заседании и в ходе работы секций все докладчики выразили серьёзную обеспокоенность нравственной деградацией современного общества. Особую тревогу вызывают те инновации в системе образования, которые направлены на жёсткий прагматизм и технократизм, а по сути – на расчеловечивание человека. В связи с этим участники конференции единодушно приняли следующую резолюцию.
РЕЗОЛЮЦИЯ
19—21 апреля 2018 г. во Владимире состоялась Международная конференция «Наука и образование в созидании духовно-нравственных ценностей в современном обществе: проблемы и перспективы».
Участники конференции – представители православных учёных различных образовательных учреждений России и зарубежья – провели разностороннее обсуждение проблем, связанных с современным состоянием духовно-нравственного воспитания современной школьной и студенческой молодёжи и перспективами дальнейшего его развития в современных условиях.
На пленарном заседании, а также во время работы секций участниками конференции была единодушно выражена искренняя обеспокоенность за будущее подрастающего поколения, а также решимость противостоять разрушению устоев российского общества, славянских народов и государств.
Участники конференции выражают обеспокоенность нарастающими тенденциями внедрения в образовательное пространство социальных технологий, направленных на переформатирование мировоззрения, духовно-нравственного состояния и мироощущения народов России, систем взаимодействия семьи, государства и общества, детско-родительского пространства, образовательных учреждений под стандарты «нового мирового порядка». Масштаб внедрения этих технологий принимает характер, угрожающий духовной безопасности России, целостности традиционной общественной системы.
В ходе обсуждения участники конференции пришли к следующим выводам.
Россия и другие славянские народы почти тысячу лет прожили в исповедании православных ценностей. Именно эти ценности сформировали традиционные представления о духовности, нравственности и морали, тех личностных субъектных качествах, которые позволяют сохранять, развивать и преумножать государственность православных стран, их мощь и независимость.
Современный геополитический кризис – это результат переживаемой в настоящее время антропологической катастрофы, причины которой носят мировоззренческий характер. Участники конференции отмечают, что в современном мире заметный политический вес получили общественные субъекты, которые отказывают традиционным духовно-нравственным ценностям в универсальности и выдвигают идею освобождения от традиционных ценностей в качестве вектора прогрессивного развития человечества.
Кризис мировоззренческих представлений о духовности, морали, государственности, патриотизме, семье выражается также и в том, что происходит размывание и постепенная утрата образовательного и воспитательного потенциала таких социальных институтов, как школа и Вуз.
Участники конференции выразили озабоченность тем, что школа в массовом порядке делает акцент на карьеру и профессиональную успешность своих выпускников. Она не ставит задач воспитания новых поколений в духовных традициях Отечества и формирования опыта социальной деятельности на традициях родного народа.
В связи с этим на конференции было высказано предложение о необходимости менять сам подход к образованию, приближать его к человеку, а не к социальному заказу – развивать антропологический подход в воспитании молодёжи.
Участники конференции заявляют, что сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодёжи традиционных ценностей духовности, усвоение нравственного смысла и цели человеческой жизни.
По мнению участников конференции, защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, преемственности поколений является важнейшим вектором дальнейшего развития России.
Участниками конференции было отмечено, что настоящая конференция является единодушным заявлением о необходимости сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей, всесторонней поддержке проектов, программ, учебных курсов, ориентированных на формирование духовно-нравственной сферы личности современной молодёжи.
Заслушав выступления докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседаниях, участники конференции приняли следующую резолюцию:
- Признать необходимость выстраивания отечественного образования на основе антропологических аксиом, определяющих высшей ценностью человеческой жизни личностное бытие, достигаемое через исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Антропологический подход в образовании является фундаментом перспективного развития православно-ориентированной педагогики. Лучшие черты русского народа, образующего державную основу российской истории и государственности, рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной базовой и высшей школы.
- Признать необходимость разработки программ подготовки педагогов на православной духовно-ценностной основе, что предполагает необходимость включения богословского знания (теология по конфессиональному профилю «Православие») в контекст подготовки педагога как носителя традиционной духовности.
- Решительно пересмотреть практику организации воспитания в школах и Вузе, при которой органы управления ориентируют воспитателей на решение задач предупреждения нарушений с использованием методов, концентрирующих внимание учащихся на конкретных пороках (профилактика наркомании, коррупции, правонарушений и т.д.). Вместо этого необходимо развивать образовательные стратегии воспитания добродетелей, осуществлять систематическую работу по освоению традиционных ценностей, центральное место среди которых должны занять ценности любви к ближнему как основы взращивания личности учащегося.
- Проводить экспертизу мировоззренческих, идеологических, концептуальных оснований социальных и образовательных проектов, программ и технологий, ориентированных на воспитание подрастающего поколения.
- Рассматривать Русскую Православную Церковь как приоритетного участника в программах социального сотрудничества различных общественных субъектов при формировании и реализации государственных воспитательных и образовательных программ.
Великому святому трагического ХХ века архиепископу Иоанну (Максимовичу) (1896 - 1966) принадлежат замечательные слова о грядущих судьбах России: «Россия восстанет так же, как она восставала и прежде. Восстанет, когда разгорится вера. Когда …. снова будет дорога … твёрдая вера в правду слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33).
г. Владимир,
19 - 21 апреля 2018 года. По поручению Оргкомитета конференции
Даведьянова Н.С., канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики ВлГУ