Участие ОПУ в Юбилейных ХХV Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях 30-31 мая 2019 года в Минске
30-31 мая 2019 года в Минске (Республика Беларусь) состоялись Юбилейные ХХV Международные Кирилло-Мефодиевские чтения на тему: «Наследие святых Кирилла и Мефодия в мировой духовной культуре». На пленарном заседании представитель МПОО «Объединение православных учёных» - доцент Елена Владимировна Фирстова познакомила присутствующих с деятельностью Объединения, после чего многие заинтересовавшиеся слушатели из Белоруссии и России выразили желание присоединиться к деятельности ОПУ. Далее Е.В. Фирстова продолжила работу в рамках конференции в качестве модератора на секции «Христианские ценности в системе образования», на которой были рассмотрены следующие проблемы: - светский характер образования и перспективы религиозного просвещения в современной школе; - методические проблемы религиозного просвещения в современной школе; - православные ценности в образовательном процессе в современной школе. География участников секции - Беларусь: Минск (представлен многочисленно), Барановичи, Полоцкий район; Россия: Воронеж, Курск, Белгород, Нижний Новгород, Новосибирск; Украина – Львов. Участники представляли две категории: преподавателей общеобразовательной школы (включая православные гимназии) и высшей школы (включая семинарию), но не замыкались на предмете своего доклада – представляя практический опыт трансляции христианских ценностей в образовании, а проявляли активный интерес к каждому докладу, задавая вопросы и принимая активное участие в их обсуждении. Нельзя было не отметить неформальность выступлений и дискуссии – озвученные докладчиками проблемы получали большой резонанс у коллег. Подводя итоги обсуждения, участники секции сформулировали следующие выводы и предложения: 1. Следует исследовать принципы современной церковной и светской образовательной системы, методик духовно-просветительской и миссионерской работы (особенно с молодежью) на предмет соответствия их многовековому святоотеческому наследию и способствовать актуализации святоотеческой методологии в применении к современным условиям и общественному состоянию совместными усилиями православных ученых. 2. Необходимо установить специфику либерально-гуманистической парадигмы, лежащей в основании, в частности, экспансирующей Болонской системы образования, ее установок и стандартов, взяв курс на выстраивание стратегии преодоления чуждых элементов в отечественной образовательной парадигме (как в содержании образовательных программ, так и в педагогической методологии) и преобразования ее на духовных началах отечественной традиции. 3. Целесообразно организовать целенаправленную работу по формированию родительской компетентности в формате образовательного курса для желающих на базе педагогического университета. В основу формирования мировоззрения родителей следует заложить традиционные православные ценности, которые следует транслировать подрастающему поколению. 4. Заслуживает внимания опыт организации исследовательских проектов с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста (в период активного формирования мировоззрения ребёнка) педагогами школ Минска и Полоцкого района, способствующих на основе изучения опыта православных современников из числа известных людей (что влияет на поддержание интереса детей к данной работе) самостоятельному осмыслению ценностей человеческой жизни. 5. Интересен также опыт взаимодействия вузов Львова с семинарией в плане участия семинаристов в просветительской работе сверстников-студентов на основе традиционных христианских ценностей, что – отмечается – имеет значительную эффективность по сравнению с формальной трансляцией студентам той же информации. 6. Как актуальная озвучена проблема формирования личности современного студента семинарии, готовящегося связать свою жизнь с пастырским служением – в части развития определённых качеств и преодоления недостатков, слабостей своей личности, а также в знаниево-практической части, связанной непосредственно со священническим служением, к которому по объективным причинам – следуя рекомендации святых отцов – целесообразно допускать молодых людей, получивших духовное образование не ранее 30 лет, учитывая данные исследований современных психологов, отмечающих, что современная молодёжь достигает определённого уровня личностной зрелости в среднем к 28 годам. 7. Положительным опытом приобщения вузовской молодёжи к православным ценностям на основе изучения опыта лучших представителей православной цивилизации (святых) является проект, реализуемый с 2016 г. Международным объединением православных учёных «Межвузовская олимпиада по духовно-нравственной культуре». Учитывая это, следует всячески способствовать распространению данного опыта в большее количество регионов и вузов ведущих деятельность в них, знакомя с данным проектом и – соответственно - материалами для подготовки к нему всё большее количество вузовской молодёжи: студентов, магистрантов, аспирантов. Материал подготовлен по материалам, предоставленным Е.В. Фирстовой.