В память о Евгении Михайловиче Бердникове
Евгений Михайлович Бердников (10. 12. 1950 – 16.07. 2022)
Перламутром рассвет, наконец-то, в душе расцветет,
Незначительность лет перестанет за душу тянуть.
Вот и вечность, а смерть-то всего лишь Домой переход,
А за ним наш Спасительный Град и серебряный путь!
Прот. Геннадий Заридзе
«Серебряный путь»… Эти давно знакомые строки песни о. Геннадия призывают к вере, вселяют надежду, утешают, но они с трудом понимаются нами, вроде бы верующими, но простыми смертными людьми. Для нас смерть – это уход, утрата, разлука, печаль, часто переходящая в тоску по ушедшему дорогому и такому близкому человеку…
И неотступные раздумья, воспоминания, вопрошания…
«Серебряный путь»… А путь жизни, сколько в нем было лет незначительных, тянущих за душу, и значительных, обещающих спасение души?!
Родившись в Воронеже, окончив с медалью среднюю школу № 9, отучившись на рабфаке после службы в Советской армии и окончив физический факультет Воронежского университета, Евгений Михайлович Бердников всю жизнь посвятил любимому делу, и уже в этом отношении он был счастливым человеком. А вот любимой стала не физика, и это он понял уже в университете, а общественная деятельность, более соответствующая его темпераменту и характеру.
Ближе и интереснее всего оказалась работа в БММТ «Спутник» по организации туристических поездок по городам и весям СССР и столь редкие тогда зарубежные страны. В перестроечное и постперестроечное время Евгений Михайлович вместе с другом создал свою туристическую фирму «Ольга - ХХI век», успешно работавшую в течение ряда лет.
Близкие часто шутили: Евгений Михайлович так и остался на всю жизнь пионером, а ведь это была правда. Пионер-то по значению слова – во всем первый: и действительно, он первым в 1990-е трудные и голодные годы организовывал поездки в Москву с посещением театров, но и магазинов, хорошо понимая нужды людей; одним из первых стал возить группы в Финляндию, Грецию, Сербию, и эти «челночные», как тогда говорили, туры помогали выжить многим людям, получавшим четверть зарплаты, а то и вовсе оставшиеся без заработков и даже пенсии… было такое время… Позже, в более спокойные годы, возил детские и молодежные танцевальные коллективы в страны Европы, отправлял детей в летние языковые школы.
Опыт, инициативность, готовность браться за любое, самое трудное дело, помогли Евгению Михайловичу в те годы, когда он, при поддержке Областной администрации, взялся за организацию оздоровительных поездок для детей-сирот из интернатов Воронежа и Воронежской области. Это был уникальный и единственный в своем роде проект. В течение нескольких лет тысячи детей и подростков отдохнули в детских лагерях Крыма, и для многих эти дни на море оказались открытием нового мира, самым ярким и счастливым временем в нелегких буднях ребят с трудными судьбами.
Это было очень трудное дело, ведь в один поток в нескольких лагерях побережья Крыма отдыхало сразу более тысячи детей, но Евгений Михайлович со всеми умел ладить, и его искренняя забота, открытость и доброта не оставляли равнодушными самых разных людей. Вот пример: не подвезли вовремя продукты в один из лагерей, и чтобы дети получили полноценное питание, он обратился к едва знакомому крымскому татарину. Тот зарезал барана, у кого-то из своих купил молока, хлеба – и все привез в лагерь, причем без денег – «по дружбе и из уважения». Они потом действительно стали друзьями, как стали ему близкими друзьями почти все те крымчане, с кем связала его эта работа.
Именно они, крымские партнеры, как называл их Евгений Михайлович, директора детских лагерей, рассказывали ему потом, что в Крыму появилась новая легенда о некоем очень добром богаче, который привозит на отдых и лечение детей-сирот.
И с этим огромным и все возрастающим числом знакомых, появлявшихся в результате этих мероприятий, Евгений Михайлович продолжал поддерживать отношения, и на вопрос: кто это? неизменно отвечал: «мой турист», и это означало «мой друг». Он искренне интересовался их проблемами, семейными дрязгами, детьми, и всем старался помочь: устраивал в больницы, на работу, помогал с определением в детский садик и школу, посылал на отдых детей в Артек и Орленок.
Евгений Михайлович, «большой», как называли его друзья, любил большие, масштабные дела, ему, как истинно русскому человеку, нужны были размах, широта замысла, простор. Он первым в Воронеже, при поддержке Управления ЮВЖД, начал организовывать турпоезда с целой программой мероприятий во время поездки, в городах прибытия, и несколько таких турпоездов были отправлены по городам воинской славы России, по маршруту «Воронеж-Минск-Брест», в Москву и в Петербург.
Евгений Михайлович в течение ряда лет возглавлял Общественный совет по туризму и сохранению культурного наследия при Воронежской городской Думе. Он выступал на совещаниях, предлагал новые проекты, говорил о необходимости патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи в те годы, когда о воспитании почти было забыто.
Он многое предугадал в том, что происходит сейчас в сфере образования, культуры и туризма. Им разработаны перспективные проекты по развитию внутреннего туризма по России, региону и Воронежской области: замечательный маршрут «Поезд памяти «Воронежец» к 75-летию Великой Победы (ведь будут и другие юбилеи наших побед!), маршрут «Золотое литературное кольцо России», маршрут к 60-летию первого полета человека в открытый космос, проект детского фестиваля «Русская сказка собирает друзей», поездки по малым городам Воронежской области, по природным заповедникам Воронежской области и другие.
Бог даст! Найдутся те, кто их реализует.
В жизни Евгения Михайловича было и другое, многое, им организованное, но уже связанное с верой и душой человека (впрочем, разве то, что было раньше, не было связано с душой человека?!):
– он первым в турпоездах организовал православные поездки детей и взрослых с беседами священников в вагонах поезда, с посещением монастырей и храмов в городах маршрута. И очень нравился ему один молодой священник, умевший за чаем в вагоне привить ростки веры детским душам;
– социальные поездки для ветеранов и пенсионеров по храмам и монастырям Воронежа и области с беседами священников и трапезами в храмах. И целые жизни прожившие без Бога люди в результате этих встреч приходили к вере;
– паломнические поездки по монастырям Воронежской области для преподавателей и студентов ВГУ, оставшиеся для многих самым светлым и радостным событием. Об этом совсем недавно мне написал в письме один молодой человек – участник таких поездок.
– он организатор всех выступлений отца Геннадия в концертных залах Воронежа. И с каждым концертом количество мест в залах становилось все больше и больше… Директора дворцов удивлялись тому, какая тишина стояла в зале во время этих концертов-проповедей, как внимали слушатели, каждому слову песен, как многие потихоньку подпевали давно знакомые батюшкины строки, как почти весь зал пел ту любимую всеми песню о «вечере, кончившемся дождем», которой батюшка всегда завершал свои выступления! А Евгений Михайлович, стоявший обычно в конце зрительного зала, говорил частенько: «Вот бы пришли и посмотрели на эти собрания те либеральные демагоги, которые все никак не могут понять, что такое православная община, соборность, народ!»
Он всем дарил книги стихотворений и диски с записями песен и бесед отца Геннадия – в его сумке всегда был «дежурный» набор дисков – «на всякий случай», и он всегда этот «случай» находил.
Наконец, и об этом нужно вспомнить: Евгений Михайлович, умевший и любивший объединять людей, был в числе инициаторов создания Объединения православных ученых, которому в этом году исполнилось 10 лет.
С годами он богател любовью к Богу и «обогащал» тех, кто был вокруг: убеждал креститься, венчаться, причащаться. Из последних таких «обогатившихся» – родная тетушка, которую долго убеждал по телефону, и она причастилась первый раз в своей сознательной жизни …. в 97 лет! Уговорил и двоюродного брата, тоже впервые принявшего таинство причастия …в 67 лет! А уже после его кончины мне позвонил друг его юности, тоже Женя, с которым они вместе работали в стройотрядах, пели у костра, ездили на заработанные деньги на отдых в Крым, и со слезами в голосе рассказал о том, что они с женой выполнили все-таки «наказ Жени» и наконец-то! прожив в счастливом браке сорок пять лет – обвенчались!
«У него получилось все, что задумал», – сказала мне одна подруга. Нет, не все, конечно, но главное получилось: построил дом, вырастил сына, посадил сад, совершил паломничество во Святую Землю Господа нашего Иисуса Христа, жил в лоне нашей православной церкви и … оставил живую и по-настоящему добрую память о себе в сердцах очень многих людей.
После его кончины мне звонили и писали друзья из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Ялты, Феодосии, Кирова, Тюмени, Липецка, Минеральных Вод с одними и теми же словами: «Мы его поминаем, заказали сорокоуст». А другие называли: в Алексеево-Акатовом, Задонском, Костомаровском, в Москве у Матронушки, Серафимо-Девеевском, Соловецком и, наверное, где-то еще…
Может быть, это и есть «серебряный путь»?!
«Господи! Душа сбылась, умысел Твой самый тайный», – написал один русский поэт. Я очень надеюсь, что это так. Крестившийся в 40 лет, он ушел ко Господу глубоко и искренне верующим человеком, с именем Господа, к Которому обращался в последней молитве …
Царство Небесное!
О.А. Бердникова