Высшие Богословские курсы — по дороге в небо.
Среди православных людей уже достаточно широко известны Высшие Богословские курсы, функционирующие на базе Московской духовной православной академии. Это дополнительная форма образования, позволяющая на основе базового высшего образования получить значительный объем богословских знаний. Несомненно, что каждый, кто приходит на ВБК, задается вопросом: «Для чего это нужно?» Приходится выдергивать из своей мирской жизни 9 дней зимой и 9 дней летом для сессии, ночами сидеть над контрольными и курсовыми. Да и сам режим обучения достаточно плотный. На сессиях занятия идут с 8:30 до 20:00. После ужина-богодуховные встречи с замечательными людьми. И до кровати добираешься около 12 ночи чтобы в 7:00 бодро готовиться к новому учебному дню. И что же даруется взамен?
В первую очередь, это несомненно общение с Преподобным Сергием. Каждый студент имеет возможность встать в 5 часов утра, прийти на братский молебен, поучаствовать в нем и приложиться к открытым мощам. Да и в течение всего дня есть масса минут, в течение которых можно прибежать и приложиться. Происходит постепенное погружение в духовную жизнь Лавры. Преподобный очень тепло встречает учеников, ведь он всегда покровительствует учению. Светло и радостно на душе.
Сам процесс обучения предполагает значительную катехизаторскую подготовку студентов. Занятия ведут совершенно замечательные люди. Это священники, диаконство, светские ученые, отличающиеся высоким уровнем духовности и профессионализма. Перечень дисциплин очень разнообразен.
Возглавляет Высшие Богословские Курсы игумен Киприан. Удивительно светлый человек, тонкий психолог и педагог, замечательный организатор. Вся сессия идет под его молитвенным и учебным руководством. Очень часто мы, светские люди, говорим о своей суперзанятости: работа, семья, обязанности и т.п. Увидев рабочий день и. Киприана, лично я поняла, что просто отдыхаю в этой жизни. Всегда, когда он появляется в поле зрения, его окружает толпа страждущих. У кого-то сердечная проблема, у другого – дипломная работа, у третьего – болезнь… И так далее и тому подобное. И Батюшка с легким сердцем и доброй улыбкой всем отвечает, благословляет, решает проблемы…
В первый день нашего общения он открыл нам смысл таинства покаяния – от осознания своего греха до сотворения плодов, достойных покаяния. Попечение игумена Киприана о нас проявилось и в таинстве исповеди и причастия, организации индивидуальных встреч с обучающимися, вечерних встреч с высокодуховными отцами. И что очень запомнилось – пение после вечерних молитв многолетий. Весь состав ВБК под запев: « А мы попросим Отца Бога Света…» молится о достойных отцах, учащихся и преподавателях, родителях и детях, страдающей Украине, родной России. Обновленные и усмиренные мы уходим из главного корпуса Духовной академии.
Наставляет I курс иеромонах Никодим, преподающий Священное Писание Ветхого Завета. От сердца к сердцу и. Никодим дарует аудитории освященное от Бога писание. I курс 2015 года, состоящий из пятидесяти человек, узнает о особенностях библейской и каинитской цивилизаций. И в каждом отзываются слова Батюшки: «Любовь не доказуется. Любовь и свободная воля идут по цивилизации Авеля». Рассказ о исторических книгах вдруг акцентируется главной мыслью Книги Судей — экономическое благополучие зависит от благочестия. А ведущие экономисты мира строят свои системы, которые рушатся в атмосфере дефицита благочестия.
Очень запомнилась экскурсия в храм Михея, которую подарил нам и. Никодим. В достаточно прохладный день он встретил нас в одном облачении и повел по Лавре. Летящей походкой он провел первокурсников вдоль основных храмов, рассказывал о основных исторических вехах Лавры. Мы все вместе порадовались тому, что государство нашло необходимую сумму денег для реставрации храмов и колокольни. Сердце России сейчас находится в достойном виде, а вечерняя подсветка уносит всех в небо.
Итак, Михеев храм – маленький, уютный, прилепившийся к мощам Преподобного Сергия. В двух маленьких комнатках находится большое количество святынь – мощей. Здесь и частичка облачения Пресвятой Богородицы, и правая ручка диакона Стефана, и преподобный Никодим. Благодатное ощущение от места непередаваемо.
Основы богословия преподает иерей Валерий. И мы все согласились с тем, что религия имеет две стороны. Внешняя представлена обрядами, преданиями. Внутренняя открывается не всем. Это непосредственный опыт переживания Богообщения. Без внутреннего состояния внешняя нагрузка не воспринимается.
Догматическое Богословие вкладывает в умы и души протоирей Владимир Шарапов. Оно рассматривается в двух значениях:
А) Богословие как состояние единения с Богом;
Б) Богословие как наука о Боге и нетварном мире. Богословие последовательно показывает, как степень познания истины меняется, но не меняется сама истина.
Иерей Алексий Агапов преподает славянский язык. Трудно предположить, что преподавание языка может быть настолько искрометным. Отец Алексий яркий лектор с прекрасным голосом. При словесном разборе Псалма вся аудитория вместе с ним пела, писала, читала, восхищалась, печалилась…. Так красиво и ярко учить славянскому языку может только талантливый преподаватель и яркий человек.
Господь просвещение моё… ( псалом 26)
Обучение на Высших Богословских Курсах в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — это уникальный опыт просвещения и освящения одновременно. Изучение Священного Писания просвещает ум светом Божественных откровений, а душа и тело освящаются благодатью у раки преподобного Сергия Радонежского, «покровителя учащих и учащихся».
В святом месте все устремляет душу ввысь «к горнему». Созерцание внешней стороны – передвижение монахов-черноризцев по территории монастыря, паломники с акафистом в руках в длинной очереди к мощам пр. Сергия, золоченные кресты куполов, осеняющие и освящающие небо над Россией, настраивают душу на духовное пробуждение, которое происходит уже при участии во внутренней жизни монастыря – Божественная Литургия, исповедь у духовников Лавры и причастие.
Жизнь по монастырскому уставу: молись и учись, умеренность и распорядок – дают силы выслушивать, не теряя интерес, семь лекций в день (включая воскресенье). Удивительно, но аскетизм телесный вдохновляет. Как ?
Монастырская трапеза питает тело, а святое Слово в святом месте насыщает душу, поистине Блажени алчущие и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф 5: 3-11) . Здесь в Лавре потчевали нас не только сытными «духовными запеканками» , лекциями священников с академическим богословским образованием, но и угощали вкусными «духовными пирогами» — каждый вечер устраивали духовные встречи со старцами.
В первый вечер со вступительным словом к слушателям обратился первый проректор Высших Богословских Курсов игумен Киприан (Ященко). Он подробно рассказал о поставленной Святейшим Патриархом Кириллом архиважной задаче подготовки катехизаторов – миссионеров в наше время духовного пробуждения и заблуждения , когда « жатвы много, а делателей мало » ( Мф 9:37). Нам, слушателям, игумен Киприан напомнил слова Иисуса Христа к апостолам : « Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? » ( Мф 5:13) Как соль предохраняет пищу от порчи, так и люди, несущие в мир учение Христово, должны предохранять и спасать других людей от морального разложения, от духовной порчи. Именно через последователей Иисуса Христа проявляется «благодать Божия, спасительная для всех человеков” (Тит.2:11). Евангелие и учение Христово должно проникнуть в душу и разум человека , повлиять на его помыслы и поступки, чтобы предохранить от зла, и наставить на путь истинный.
Рассказывали о своем личном духовном опыте и отвечали на вопросы слушателей курсов архимандрит Илия (Рейзмир), духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; архимандрит Георгий (Шестун),
доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самара; протоиерей Валериан Кречетов , настоятель Покровского храма в селе Акулово. Среди приглашенных гостей был и председатель Объединения православных учёных протоирей Геннадий Заридзе, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в п. Отрадное под Воронежем.
Ниже приводим выдержки этих духовных бесед .
архимандрит Илия (Рейзмир)
Бог поругаем не бывает!
Я помню, как Хрущев грозился показать по телевизору последнего попа в 1972, а его самого отстранили от власти в 1964, а в 1971 он умер 11 сентября, в день Усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Бог поругаем не бывает!
архимандрит Георгий (Шестун)
Первое: Сейчас повсюду чувствуется напряженность: родители – дети, начальник – подчиненный. Причина тому – нарушение главного Божественного принципа иерархии. Современный человек входит в мир со своим миром, т.е. представлением о мире, и пытается не себя изменить, а мир изменить под себя. Такое незаметное уравнивание отношений приводит к разрушению системы в целом. Как известно, любая система работает при соподчинении частей.
Второе : уже всем очевиден кризис человека и кризис специалиста в разных областях. Что делать ? Как жить ? По своей воле не живи – как Господь управит ! Со смирением всё прими : Бог послал – радуйся, Бог попустил – потерпи. Профессию / труд воспринимай как служение Богу и ближнему.
протоиерей Валериан Кречетов
Вопрос: «Что делает Господь, чтобы привлечь человека к себе?» — Ответ:
«Посылает тугу душевную». То есть посылает обстоятельства, когда человек не находит удовлетворения, не находит успокоения, не чувствует опоры. Обопрешься – предадут, в чем-то другом обманут. Вот человек невольно и задумается о том, где же тогда истина, если везде обман. В минуты физической болезни или душевной безысходности человеку все равно свойственно искать выход даже из безвыходного положения. И в таком поиске люди нередко обретают Бога. Многих приводит к вере пример настоящих христиан. Есть такое выражение – к пустому колодцу за водой не ходят. Поэтому очень важен личный пример, надо быть теми светильниками, про которые Господь сказал: « Вы есть свет миру » ( Мф 5: 14).
Протоирей Геннадий Заридзе
В начале Батюшка рассказал вопрошающим слушателям о своей Рождественской встрече с президентом В.В. Путиным, который посетил поселок Отрадное под Воронежем в ночь 7 января 2015 года. Отец Геннадий пожелал президенту физических и духовных сил выстоять в своем служении Отечеству в период обострившейся духовной войны против России.
Последующую беседу Батюшка посветил семейным ценностям. Земная (временная) жизнь человека – это школа любви к Богу через любовь к ближнему. Семья\брак по Божьему замыслу создает идеальные условия для разрушения самости человека и его возрастания в любви к ближнему. Чем труднее семейная жизнь – тем ближе рай ! (с улыбкой добавил о. Геннадий )
Кроме того, состоялась встреча с создателями и исполнителями главных ролей в двух художественных фильмах «Мы с дедушкой» и «Снежинка», получивших премии Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», проходящего при духовном попечительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».
И в завершение — новости.
В миру — мирские новости, в святом месте — святые новости. 13 января 2015 стало известно о канонизации афонского старца Паисия Святогорца. Духовная радость наполнила всех насельников и слушателей Лавры, с ликующими лицами мы пропели «Величание…» и все последующие дни читали за трапезой СЛОВА преподобного Паисия.
Просто заметки…
— Представитель Объединения Православных Ученых, поступивший на Высшие богословские курсы, кто ты?
— Божье создание,
обремененное суетным знанием,
предпринявшее дерзновенную попытку :
за три с половиной года суметь стать человеком…
Ну, вот и все!
«Гордая птица науки» наконец-то вспомнила про второе, а, вернее – первое – крыло, именуемое верой…
Так что бешеный штопор, именуемый научным познанием – завершен, и
все предпосылки для нормального полета – восстановлены!
И – верую, и – ведаю!
Подобно тому, как сломленная кость нуждается в длительном избегании внешней нагрузки, так и душа современного человека нуждается в лечебно-реабилитационном периоде. Таким образом, ВБК есть разновидность духовного санатория.
Дерзну предположить, что в последние времена может быть попущена заочно — дистанционная форма монастырского послушания для ученого сословия…
Вопрос «Что я ожидаю от обучения на курсах?» может быть переведен из пространственной во временную плоскость: «Что я ожидаю от наступающего дня?». Можно предположить, что сей вопрос – есть начало тропы к смертной памяти.
Неплохо бы помнить о необходимости работы над молитвенной дикцией…
Как знать, быть может общественное служение человека заключено в создании им для других надлежащих условий домостроительной самореализации, а так же в обозначении духовно-нравственных ориентиров.
Формула человеческого счастья невероятно проста: благополучие равняется благочестию, а не наоборот!
Если бы Мичурин знал, что самое главное в жизни – насаждение и взращивание добродетелей…
Необходимо уяснить то, что духовная работа принесет должный результат только при соблюдении технологии духовного строительства.
На мелком фундаменте пагубно возводить многоэтажку.
Подобно тому, как цивилизация Каина тщетно пытается «допрыгнуть» до Библейской цивилизации, так и человек без Бога тщетно пытается «допрыгнуть» до Бога.
При этом, степень травмирования человека от удара о землю — бывает тяжелой.