7
декабряII ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ОБРАЗ И СМЫСЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
19 ноября 2024 г. – в день рождения М.В. Ломоносова, основателя Московского государственного университета, и в День преподавателя Высшей школы – Межрегиональной просветительской общественной организацией «Объединение православных ученых» (МПОО «ОПУ») совместно с кафедрой общей педагогики Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) была проведена II Всероссийская конференция с международным участием на тему «Образ и смысл деятельности преподавателя высшей школы». В ходе неё преподаватели вузов из многих городов России и Беларуси высказывали свое мнение о том, каким должен быть образ современного преподавателя, а также каков смысл деятельности современного преподавателя Высшей школы.
Началась она словами приветствия заместителя председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Е.В. Харченко; председателя Ассоциации «Потомки рода Ломоносовых», Почетного члена Ломоносовского фонда, к.пс.н., доцента Северного государственного медицинского университета, председателя Архангельского регионального отделения ОПУ Е.Г. Щукиной; учёного секретаря Совета ректоров вузов Воронежской области, кандидата исторических наук, доцента Воронежского госуниверситета В.С. Листенгартена и проректора по научной работе Воронежского государственного педагогического университета, доктора физико-математических наук, профессора С.В. Корнева.
На пленарном заседании выступили с докладами: преподаватель Высшей школы с более чем полувековым опытом работы, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики, руководитель магистерской программы «Преподаватель высшей школы» ВГПУ, Заслуженный деятель науки РФ, член МПОО «ОПУ» Евгений Петрович Белозерцев (Воронеж); председатель МПОО «ОПУ», доктор теологии протоиерей Геннадий Заридзе (Воронеж) и другие.
В ходе работы конференции докладчики – профессора и доценты вузов России и Беларуси – констатировали, что сегодня деятельность преподавателя обязательно должна быть направлена, в частности, на формирование духовно-нравственной культуры студентов (Санкт-Петербург, Мариуполь), их прочной российской гражданственности, патриотизма и социальной активности (Курск, Псков, Стерлитамак, Санкт-Петербург), а для этого преподаватель сам должен быть носителем всех перечисленных характеристик (Краснодар), и, что особенно важно – интеллигентности (Луганск, Тара-Омск). Представители Гродно (Беларусь) во второй раз провели опрос студентов, в соответствии с темой конференции, и доложили, что самыми важными качествами преподавателя, по мнению их студентов, являются: компетентность и способность интересно донести до слушателей преподаваемый материал, высокая культура, коммуникабельность, справедливость, умение относиться к студентам с уважением и добротой (выразив готовность поделиться с заинтересованными коллегами разработанным ими тематическим опросником в онлайн-форме). Также прозвучало мнение о том, что самоидентификация российских педагогов может рассматриваться как фактор социальной безопасности России (Москва). Внимание было уделено особенностям деятельности преподавателей высшей школы в условиях цифровизации (Арзамас), СВО (Курск), их роли в воспитании добрососедства (Крым). Коллеги из Беларуси уделили внимание роли преподавателя в приобщении студентов к чтению (Минск) и адаптивном обучении (Витебск). В ряде докладов анализировался положительный опыт педагогов прошлого, который может быть принят во внимание современными преподавателями вузов и поспособствует повышению эффективности их взаимодействия со студентами (Коломна, Херсон, Белгород, Липецк, Кемля-Мордовия). По окончании конференции в адрес ее организаторов поступило много благодарностей от участников и слушателей, которыми стали преподаватели, студенты-магистранты, аспиранты ВГПУ и других вузов Воронежа, выразив надежду, что такая площадка, которой стала данная конференция, будет организовываться ежегодно в контексте Дня преподавателя высшей школы и, вместе с тем – сожаление, что общение проходило, преимущественно, в дистанционном формате, который, однако, не помешал некоторым участникам конференции, услышав в ходе нее мнение единомышленников, установить с ними контакты для дальнейшего сотрудничества.
Общее количество участников конференции с учетом дистанционного подключения составило более 200 чел.
По материалам докладов, прозвучавших на конференции в 2024 году, будет издан сборник, что позволит заинтересованным читателям пополнить свой профессиональный опыт.
Е.В. Фирстова,
доцент кафедры общей педагогики
доцент кафедры общей педагогики
Воронежского государственного педагогического
университета, член МПОО «ОПУ»,
сопредседатель оргкомитета
и модератор конференции
и модератор конференции